Социальные роли у детей

Home » Мы и дети » Социальные роли у детей
Школьный субботник

Школьный субботник 35 лет спустя

Недавно наблюдал поведение детей на школьном субботнике. Общественно-полезный труд создает прекрасную возможность проанализировать социальные роли детей в период средней школы. Когда смотришь издалека – то это просто группа детей, убирающих территорию. Когда подходишь ближе, то начинаешь понимать насколько все не однозначно.

Основу трудового процесса составляют девочки-отличницы. Их немного, не больше 3 чел. на класс. (~10%) Почему-то в этом идейном, трудовом процессе преобладает именно гендерное отличие. На всем школьном дворе я увидел только одного, в такой же степени включенного в процесс – мальчика.

Девочкам-отличницам отчасти не важен результат их труда. Им важно поддерживать общественное мнение о себе и наглядно демонстрировать окружающим свою безупречную репутацию. Делают они это максимально активно – как могут. Когда мусор собран и собирать граблями уже нечего, но время работы не закончились, они также активно делают бесполезную работу по второму кругу.

К этим девочкам подтягивается свита, состоящая из школьников, готовых также поддержать общественное мнение о себе, при этом не претендуя на роль “Стаханова”. Они также включаются в процесс, но уже с гораздо меньшей долей энтузиазма и активности. Я предполагаю, что это прилежные “хорошисты”, их примерно 5-7 чел. на класс (~20%)

Планктон – начало

Среди оставшихся (70%) роли распределяются следующим образом: У абсолютного большинства нет никакой мотивации. Не идейной, не надличностной, не репутационной. Они просто пришли на субботник “попинать балду”, потому что школа их к этому обязывает. Они, в буквальном смысле, прячутся за спины работающих и развлекают себя как могут. Пацаны пинают пустую банку играя в футбол, девчонки пытаются имитировать работу, сидя в телефонах или собираются группами и прячась за спортивными снарядами устраивают «лежбище котиков». Главный принцип – перетекать туда, где другие работают и следить, чтобы учителя не запалили.

Из этой серой массы, присмотревшись, можно выделить два типа отъявленных тунеядцев.
Первый тип – саботажники. Скорее всего, главные хулиганы школы. Этих не может заставить работать ни завуч, ни директор. Вся их мотивация сводиться к открытому, демонстративному противостоянию с администрацией школы. У них всегда наготове десятки причин, отмазок, отговорок что они все уже сделали. Таких примерно 2 человека на класс, (~ 5%).

А вот ко второму типу можно отнести абсолютное меньшинство – так называемых помощников учителей, которым неофициально дозволяется не работать и при этом быть у всех на виду. Хорошо, если в классе найдется один такой представитель. Его внутренняя, надличностная цель заключается в том, чтобы всеми возможными способами выполнить поставленную для всех задачу, но чужими руками…

Выводы:

Социальные роли у школьников уже давно сформированы под воздействием врожденных и приобретенных в раннем детстве, качеств. Любая попытка коррекции после совершеннолетия, приведет только к появлению новых, отклонений в следствии психологического травматизма. Надеть социальную маску – можно. Но вот остаться в ней – это значит стать невротиком.

Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. (Википедия)

Понаблюдайте за своими детьми на субботнике – сразу станет понятно, какое будущее их ждет.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Просмотры страниц

Календарь

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30